Охотник за кадрами
Считается, что в наши дни, когда фотоаппараты есть почти у каждого, профессия фотографа уходит в прошлое. Дескать, взял фотоаппарат в руку, навел и щелкнул — что может быть проще?
На самом деле это, конечно, не так. Это просто очень распространенное сегодня заблуждение, не более того. Чтобы получить действительно красивый и интересный кадр, нужно учесть тысячу мелочей и правильно настроить фотоаппарат. Это умение и отличает настоящего мастера от любителя, и потому на рынке хорошие фотографы востребованы всегда.
Примером тому могут служить биографии успешных людей. Так, к примеру, Александр Федоров, создатель и владелец известного бренда «Дикая орхидея», в свое время работал модельным фотографом в США. Вернувшись в Россию и став успешным бизнесменом, он не бросил этого занятия и сейчас иногда берется за камеру, чтобы сфотографировать интересную модель для каталога.
Решив испытать свои силы, я начал неспешно собирать оружие и снаряжение для борьбы за фотографический рынок: опыт любительской фотографии, цифровой зеркальный фотоаппарат, набор объективов, сайт с выложенным портфолио и, наконец, важнейшую для профессионала вещь, без которой не стоит и браться за эту работу,— жилет с множеством кармашков.
Цветы жизни
Для начала я вознамерился взять приступом детские сады и школы, подвизавшись там на ниве фотографического труда. Это оказалось делом нелегким и даже героическим.
Первый разговор со школьным начальством был рекордно информативным, коротким и недружелюбным: «Нет, это нам не нужно».
«Спасибо, фотограф у нас уже есть» — так завершился второй разговор с другим школьным начальством.
После третьего столь же негативного акта общения было решено сменить тактику, которая и в самом деле была однообразной и неэффективной, и предложить что-то более красочное, нежели съемку из серии «Мальчик Вася в ковбойской шляпе напряженно смотрит в кадр». Например, живую съемку во время урока, интересные фотосессии и так далее.
Уж не знаю, помогла эта идея или же мне просто удалось попасть на открытого человека, но разговор по душам с четвертой попытки состоялся.
Выяснилось, что школы довольно консервативно подходят к выбору фотографов: единожды выбрав какого-то мастера в качестве штатного, работают с ним до упора. Если же его нужно сменить, то выбирают фотографа по рекомендации. Так что попасть туда с улицы практически невозможно, разве что по чистой случайности.
Что же касается моей задумки насчет необычной детской съемки, то она была встречена радушно, хотя и без особого результата.
«К сожалению, мы не можем позволить себе такую роскошь,— промолвила со вздохом директриса, подразумевая работу штатного школьного фотографа.— Мы выделяем на фотографа определенные средства и расширять эту статью расходов не планируем».
После неудачи со школами я решил попытать счастья в детских садах. Но, как выяснилось, положение дел там было еще более тоскливым: детские сады или уже работали с фотографами, или не планировали это делать в принципе, несмотря на все мои увещевания по поводу огромной пользы от такого прекрасного сотрудничества.
На мой вопрос, каким образом они будут искать фотографа в том случае, если детскому саду он вдруг понадобится, был дан милый и даже нежный ответ: «Мы сами найдем». А потом я вновь услышал короткие гудки.
Но ведь список детских учреждений не исчерпывается школами и детсадами, есть еще и роддома. Наученный горьким опытом, я решил сперва провести разведку на местности и связался со сведущим человеком. Это была знакомая некоего Сергея, который зарабатывал очень неплохие деньги на фотосессиях для частного роддома, но при этом не желал идти ни на какие контакты с чужаками. Выяснилось, что устроиться туда ему помогли старые связи с главврачом этого учреждения, а также общие знакомства в этой сфере, где он работает уже более 15 лет.
«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»,— рассудил я и решил обратить свой взор к другой ветви детской фотографии — фотосессиям для конкретных детей. Такие сессии заказывают конкретные же родители.
Все, в общем-то, было на моей стороне: и опыт съемки детей, и общая подготовка, но удар пришел оттуда, откуда я его вообще не ждал. Меня подвел тот неоспоримый факт, что я мужчина.
«Основным каналом поступления новых фотографов является, конечно, сарафанное радио,— говорит Екатерина Вишневская, детский фотограф.— Второй канал — женские форумы, поскольку основная тема — детская, и я общаюсь с людьми, заинтересованными в женских вопросах и детских темах».
Получалось, что единственный способ, который мог бы меня спасти, это сарафанное радио. Но ведь раскручивается оно слишком долго, чтобы можно было рассчитывать на скорые результаты. Чтобы слух обо мне разнесся по заинтересованной женской аудитории, должны пройти недели, а может, и месяцы.
Екатерина Вишневская, к слову, заняла хорошую нишу в детской фотографии со своим проектом Fotokid.ru: она делает не постановочные съемки детей, а почти репортажные, в процессе естественной игры. В итоге у нее получаются живые, интересные зарисовки из жизни ребенка. Этот подход хорошо оправдал себя: многим хочется сделать уникальные фотографии своего чада (что любопытно, на то же самое делал упор и я в своих сражениях со школьным руководством, но в моем случае это не сработало).
Но и в этой сфере сказалось влияние кризиса.
«Да, кризис повлиял очень сильно,— сетует Екатерина Вишневская.— Он не повлиял только на тех, кто всегда готов сниматься за очень большие деньги. А ударил кризис по заказчикам с небольшими бюджетами, и они стали прижиматься, поскольку фотография для них — баловство. Ведь у очень многих есть зеркалки, и многие рассуждают так: зачем я буду платить профессионалам, если у меня есть почти профессиональная камера?»
Горько?
И тут я подумал о свадьбах. Вот где золотая жила: из-за кризиса свадеб меньше играть не стали, не перестали и отказываться от услуг профессиональных фотографов. Предложение в этом секторе фотографического рынка стабильно хорошее. Кроме того, свадьба — событие весьма стереотипное, протекающее, как правило, по одному и тому же сценарию, что серьезно облегчает работу фотографа. Стандартный рабочий день свадебного фотографа занимает 10-11 часов, что при оплате 1500-2000 рублей за час позволяет недурно заработать.
Я начал забрасывать «свадебные сети», распространяя информацию о моих услугах через знакомых и специализированные порталы и отслеживая предложения в агентствах и студиях.
По счастью, свадьба друзей не заставила себя ждать (в мае, кажется, только и делают, что играют свадьбы), и для набивки портфолио и опыта я вызвался поснимать бесплатно. Кстати, новички так поступают довольно часто.
«Я в основном занимаюсь свадьбами,— говорит Мария Филатова, питерский фотограф,— и для меня сарафанное радио имеет большое значение. Ведь если ты сильно понравился кому-то, то тебя будут активно рекомендовать знакомым и родственникам, и кроме денег это тебе принесет еще и доброе имя».
Но сарафанное радио тем и отличается, что, как уже говорилось выше, результатов приходится ждать долго. В то же время в интернете есть огромное количество свадебных и фотографических порталов. Возможно, стоит искать работу через них, хотя некоторые фотографы считают, что это пустая трата времени.
«Всякие свадебные сообщества собирают лишь однообразные серые массы фотографов с зеркалками,— говорит Владлен Абдуллин, он же Gexxxdesign.ru, свадебный фотограф.— Стабильная работа есть у единиц, и это индивидуалы с авторским видением, которые относятся к фотографии как к искусству, а не только как к источнику прибыли».
Как показал опыт, свадебные порталы действительно переполнены фотографами самого разного калибра — от любителей, снимающих откровенный шлак, до профессионалов действительно высокого уровня. Дело в том, что имидж свадебного фотографа привлекает многих, цифровые камеры весьма доступны, вот и мнят себя многие чудо-мастерами, что приводит к бешеной конкуренции на этом специфическом рынке.
«С точки зрения количества — конкуренция большая, но по качеству многие очень сильно не дотягивают до нормального уровня, хотя не забывают при этом требовать с клиентов серьезные деньги,— отмечает Мария Филатова.— Самый верный рецепт в этом деле — снимать качественно, иметь узнаваемый стиль, не заламывать цену».
Впрочем, при изрядной сноровке свадебные интернет-форумы и порталы могут оказаться вполне полезными. Вот, к примеру, совет от Павла Веселова, известного свадебного фотографа.
«Нужно сделать портфолио — небольшое, но яркое и запоминающееся, чтобы привлечь клиента картинкой «не как у всех»,— рассказывает мастер.— После этого можно поработать в самом низком ценовом диапазоне, есть разные форумы и свадебные порталы — это единственная площадка для начинающих свадебных фотографов, где они могут получить заказ».
Справедливости ради, впрочем, стоит отметить, что Павел Веселов начал работать на рынке еще в те времена, когда конкуренция среди свадебных фотографов была сравнительно низкой.
Я уже было погрузился в бурлящее сообщество фотографов и приготовился вовсю толкаться локтями, как вдруг нежданно-негаданно мне на помощь пришел мой сайт и привычка регулярно просматривать другие сайты в поисках заказов: на одном из них появилась вакансия фотографа в небольшой студии. Я отправил туда ссылку на портфолио, и, честно говоря, сразу же о том и забыл.
Однако через две недели, к моему удивлению, мне позвонили и пригласили поснимать свадьбы для них — по небольшим расценкам для начала, но дальше — больше.
Так я попал на первые в моей жизни оплачиваемые съемки свадьбы и зарабатал деньги, пусть небольшие для свадебной съемки, но все же около 10 тыс. руб. за съемочный день. Для сравнения: обычно фотосъемка свадьбы стоит как минимум 15 тыс. руб. В конце концов мне удалось попасть на две такие свадьбы.
А потом неожиданно для меня обнаружился еще один канал входа в свадебную тематику: открылся новый загс, требуются фотографы, а знакомая знакомых (вот оно, сарафанное радио) выступает субподрядчиком в этом нелегком деле и набирает команду. Оплата, конечно, предлагалась небольшая — 30 тыс. руб. в месяц, но и условия были не слишком напрягающими: работа исключительно в загсе в команде из нескольких фотографов, пусть и от звонка до звонка.
Таким образом, как ни крути, а лучшим способом проникновения на свадебный рынок оказалось сарафанное радио.
Под заказ
Однажды я тихо-мирно фотографировал осеннюю Москву, и тут меня как в сказке огорошили вопросом: «Молодой человек, не хотите ли зарабатывать деньги на своем увлечении?» И предложили фотографировать для одного солидного журнала.
Условия оказались простыми: время от времени приходили заказы на съемку конкретных объектов разной степени оригинальности — от банковских вывесок до психоделической фотосессии с участием продуктовой тележки. Оплата составляла около $100 за фотосессию. Такое положение дел сохранялось вплоть до начала кризиса, когда многие издательские дома подтянули пояса и с внештатников переключились на штатных фотографов и интернет-фотобанки.
Уже в период кризиса, когда я вплотную занимался свадебной тематикой, на сцену вновь выкатилось мощное и проверенное средство для продвижения фотографа — друзья.
Как это водится, друзьям друзей внезапно понадобился фотограф. Помимо всего прочего эти друзья друзей оказались учредителями крупной конторы, занимающейся рекламными конструкциями.
Задача была довольно простой. Заказчикам понадобился человек, который мог бы отснять великое множество их объектов (интерактивные терминалы, лайтбоксы, растяжки и проч.), причем снимки должны быть креативными, художественными, пригодными к выкладке на сайте или к типографской печати.
В оценке стоимости этой работы я прибег к простой арифметике: час работы профессионального фотографа стоит как минимум 1000-1500 рублей. Оставалось подсчитать количество времени, затраченного на дорогу и фотосъемку, и умножить его на те самые 1000 рублей.
Вариант оказался хорошим, прибыльным, но, к сожалению, очень уж зависимым от друзей. Если крупной конторе понадобится фотограф, то они его будут искать по рекомендациям, изредка лишь размещая информацию о появившейся вакансии в интернете.
Есть и еще один путь, который стоит попробовать,— пойти в клубные фотографы. Несомненным плюсом этого направления является то, что вечеринок проводится еще больше, чем свадеб, и клубные фотографы весьма востребованы. Есть и обратная сторона медали: в клубы с улицы попасть достаточно сложно, да и условия клубных съемок (сложный свет, динамика происходящего) требуют довольно высокой профессиональной подготовки.
Выхода два: или ломиться напрямую в клубы (как ночные, так и музыкальные) и снимать все подряд, нарабатывая портфолио и контакты, или же попытаться устроиться в какое-нибудь проверенное фотоагентство, специализирующееся на клубной съемке (типа Geometria.ru), поскольку крупные клубы обращаются с заказами в первую очередь или туда, или к проверенным людям.
Я попробовал и такой вариант: собрал портфолио, добавив в него приличествующие моменту клубные фотографии с концертов друзей (и просто концертов), и отправил в заинтересованные фотоагентства. Попутно выяснилось, что с кризисом их стало куда меньше, чем раньше, да и фотографов требуется куда меньше. Откликов пока, увы, не поступало.
Куда податься
Рано или поздно приходишь к неизбежному выводу: нужно выбирать то, что получается лучше всего, и оказываться в нужное время в нужном месте, что, впрочем, является полезнейшей чертой любого профессионального фотографа.
«Найти начинающего фотографа, специализирующегося на каком-то жанре, очень сложно,— говорит Екатерина Вишневская.— Скажем, если поток заказов невелик, приходится браться за любую работу, за исключением редких моментов, когда тебе уж совсем неинтересна тема. Это неизбежный период, его надо пройти, чтобы определиться, что лучше всего получается».
Какое-то особо выгодное направление фотосъемки выделить сложно: все направления требуют серьезного подхода и тщательной настройки сарафанного радио. С другой стороны, явно бессмысленно пытаться самостоятельно связываться с «учрежденческими» фотоработами: если в журнале, роддоме, загсе или школе освободится вакансия фотографа, то об этом можно будет узнать разве что случайно.
HR, поиск сотрудников, Работа, работник, работодатель, соискатель