Кто сегодня всех нужнее?
По мнению многих экспертов, рост числа безработных в России еще не достиг пика, поскольку пока предприятия предпочитают отправлять сотрудников в отпуска за свой счет в надежде на изменение ситуации в ближайшем будущем. К тому же реальное количество безработных намного превышает обнародованные Рострудом цифры в 2034 тыс. человек, ведь многие уволенные предпочитают не регистрироваться на бирже труда, а направляют все силы на поиск новой работы. О том, какие отрасли и специальности оказались наиболее уязвимыми в кризис, а каким, наоборот, ничего не грозит, рассказывает руководитель инвестиционно-банковского департамента рекрутинговой компании Staffwell Елена Сидоренко.
– Насколько сегодняшние цифры по безработице от Роструда соответствуют действительности?
Я думаю, что реальная численность безработных сегодня в несколько раз больше объявленной Рострудом. Однако точных статистических данных не знает никто. На биржу труда обращается крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико – для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина – сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.
– В конце года прошла первая волна сокращений. Что происходит сейчас? Сокращения продолжаются постоянно или, как говорили чиновники и эксперты, нас ждут еще две масштабных волны увольнений весной и летом?
Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Причем, наверное, лучше говорить не об отраслях, а о масштабности компаний и сокращениях определенных профессий. Государство заинтересовано в сохранении крупных игроков рынка – слабых никто не поддерживает. Соответственно, сотрудники этих компаний находятся на грани увольнения. Что же касается профессий, то сейчас работодатели избавляются в основном от непрофильных подразделений в своем бизнесе. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг, сфера продаж.
– Работодатели все же предпочитают сокращать сотрудников или снижать зарплаты?
Многие компании пытаются сохранить профессионалов, потому что это основной актив компании. Это те, кто двигает бизнес, кто приносит прибыль. Многие компании идут по пути сокращения заработной платы, чтобы не лишаться своих сотрудников. Делают это несколькими методами – либо через дополнительное соглашение о зарплате, либо через сокращение рабочего времени.
– Насколько разрабатываемые правительством меры – переобучение, трудовая миграция – могут помочь нивелировать отрицательные последствия кризиса на рынке труда?
Я скептически отношусь к этим проектам. Хотя США во времена Великой депрессии за счет инфраструктурных госпроектов смогли избежать массовой безработицы.
Вели́кая депре́ссия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. (Наиболее остро с 1929 по 1933 год)[1]. Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.
Великая депрессия наиболее сильно затронула США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.
В русской историографии термин «Великая депрессия» часто употребляется лишь в отношении экономического кризиса в США. Параллельно используется термин мировой экономический кризис.
Что касается переобучения, то тут две проблемы. В мегаполисах сокращения коснулись в основном офисных работников. Попробуйте заставить сотрудника банка строить дорогу! Но если взять рабочие специальности, то и тут возникает проблема. Даже если их переучат, то в будущем мы просто лишимся не востребованных сегодня, но нужных завтра профессий. Через пять лет может случиться так, что нам понадобятся профессиональные металлурги, а их не будет. Мы уже прошли это во времена перестройки, когда инженерно-техническая прослойка исчезла, переквалифицировавшись в менеджеров по продажам.
Возможно, чтобы сохранить эти специальности, стоит брать проблемные отрасли под контроль государства, оказывая им материальную поддержку, чтобы не потерять специалистов.
Что касается трудовой миграции, то с этим тоже есть проблемы. Во-первых, людям надо предоставить нормальное жилье,во-вторых, у нас не развит институт прописки. Если человек переезжает на заработки из одного города в другой, он даже не может претендовать на бесплатную медицинскую помощь, социальные услуги – детские сады, школы. Да и гарантий трудоустройства и прожиточного минимума нет.
– Есть ли сегодня все-таки отрасли, которые менее всего пострадали от кризиса?
Я думаю, это производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.