Самый верный способ разбогатеть — больше тратить
Деньги, как известно, решают все. И не только в экономике отдельно взятых больших и маленьких государств, но и в маленькой ячейке общества — семье. Почему к кому-то деньги буквально липнут, а кто-то всю жизнь вылезает из кожи вон и еле сводит концы с концами? В этом есть закономерность, утверждает семейный психолог Сергей ПОПОВ. Он решил проанализировать финансовые проблемы полутора тысяч семейных пар — своих клиентов — в свете их семейного положения, возраста наследников и отношений внутри семьи. О результатах Сергей ПОПОВ рассказал обозревателю «Известий» Анне АМЕЛЬКИНОЙ.
Скупердяй с каждым годом зарабатывает все меньше
Сергей Попов уверен что многие материальные проблемы в семье связаны вовсе не с желанием или нежеланием работать, а с психологической ситуацией в семье. И эти проблемы может разрешить не только банковский кредит или смена места работы, но и обычный психолог. Опросив своих клиентов — полторы тысячи семейных пар, Попов сделал ряд выводов, которые смогут помочь каждому из нас улучшить материальное положение. И если кого-то из ваших знакомых «деньги любят», то это имеет вполне научное объяснение.
— Я использовал методику культурно-исторической психологии и генной памяти человека, — рассказывает Сергей Попов. — Французы говорят: кто много тратит, тот много зарабатывает. Практика подтверждает: семейный скупердяй с каждым годом зарабатывает меньше и меньше. А для того чтобы деньги «шли» в семью, нужна правильная психологическая мотивировка. Например, в любой семье обязательно кто-то кого-то балует, выделяет. Муж всегда работает на первенца, потому что он хочет этого ребенка больше всех. И странным образом, деньги на первого ребенка у мужчины будут всегда. Все равно, мальчик это или девочка. Объясняется это историческими мотивами, генетической памятью. На Руси считалось, что в первого ребенка вселяется душа недавно умершего родственника со стороны мужа. Скорее всего поэтому.
— Какой период жизни для женщин более денежный?
— Когда женщина рожает второго ребенка, она обычно говорит: «рожаю для себя». Это не просто так. В психологии есть понятие — приоритетные программы. Женщина, родив второго ребенка, эту программу выполнила и теперь готова зарабатывать деньги. Хотите верьте, хотите нет, но женщины с двумя детьми зарабатывают больше и легче, чем мамы одного ребенка. Мои исследования это подтверждают. Получается, жена работает на второго ребенка.
— А как добиться финансового благополучия матерям-одиночкам?
— Из 1500 семей, с которыми я работал, 248 были неполными, где мамы сами растят своих детей. У меня получилась такая статистика: каждая восьмая женщина может перестроиться психологически и начать сама зарабатывать — любой мужик позавидует. Если женщина после 35-ти хочет быть привлекательной, она должна иметь деньги и уметь их зарабатывать. Чтобы включиться в систему денежных потоков, меньше вспоминайте о своем бывшем муже. Обидеться на весь мир — верный способ жить на одну зарплату. Женщина, ищущая мужика, а не работу, — все равно что кошка с обрезанными когтями. Прыгает высоко, а зацепиться нечем…
Подкаблучник — существо нерентабельное
По наблюдениям Попова, самый «денежный» возраст для мужчин — 35 лет. Правда, это касается только нашей страны.
— В России все раньше начинается и раньше заканчивается, — поясняет Сергей Попов. — Если мужчина к 35 годам не достиг стабильного финансового роста, то к 40 его денежная кривая идет вниз. А многие женщины в 35 только начинают успешную карьеру.
При этом «кризис среднего возраста», часто совпадающий с кризисом финансовым, считает Сергей Попов, связан вовсе не с конкретным возрастом одного из родителей, а с возрастом первого ребенка. Финансовый кризис у мужчины наступает, когда его первенцу исполняется 13-14 лет.
— Отец уже не кажется наследнику сильным и авторитетным. Возникают конфликты. А деньги исчезают. Деньги вообще не любят конфликтов в семье, — считает Попов. — И один из выходов из ситуации — создание новой семьи. А почему бы и нет? Посмотрите: ушел мужчина из семьи, от прежней жены и подросших чад — и к нему снова денежки пошли. Потому что они и нужны ему для очередного первенца в новой семье. Более того, по моим наблюдениям, у ловеласов всегда есть деньги. К ним они просто липнут! Но если у такого мужчины хитрая жена, у них и семья сохранится, и деньги будут!
— И сколько, по вашей статистике, среди нас наберется таких «хитрых» жен?
— Из опрошенных нами пар — не так уж и мало. Тридцать процентов — каждая третья! Зачем выгонять из семьи мужа, который неплохо зарабатывает? Дамы меня, конечно, осудят, но осмелюсь утверждать: пока мужчина интересуется женщинами, деньги у него есть. У него есть стимул жить и размножаться. Перекройте ему кислород — он превратится в нерентабельное существо. Вы не замечали по друзьям и знакомым: пока жена держит мужа под каблуком, дома он практически бесполезен? Выгнала его — он обзавелся новой семьей и стал состоятельным человеком.
— А что женщине в такой ситуации делать?
— Не замыкаться только на семье. Деньги начинают идти к женщине с 28-30 лет. До этого возраста женщина учится обращаться с деньгами в кошельке мужа. После — с кошельком своей фирмы, магазина, предприятия. Кстати, как я заметил, у стервозных женщин мужья богаче. Объясняется это просто: эти женщины всегда чего-то хотят, материальные требования у них высокие, деваться некуда. Это и цифры подтверждают: у 80 процентов успешных мужчин из исследуемых мною семей жены — не подарок. И наоборот — у спокойных дам, эдаких наседок, мужья преуспевают редко: стимула нет расшибаться и что-то доказывать.
Непослушные дети — залог успеха в бизнесе
Наблюдения за полутора тысячами семейных пар помогли Сергею Попову сделать удивительный вывод: на финансовое положение семьи влияет… характер детей.
— Если у вас непослушные дети, не пытайтесь зарабатывать там, где нужно планомерно, шаг за шагом идти по служебной лестнице. Уходите в свободный бизнес, — советует Попов.
При этом строгий уклад в семье, как считает Попов, — великое финансовое начало.
— Вспомните большие купеческие семьи, — говорит он. — Утром все семейство — от мала до велика, с работниками и домочадцами — обязательно собиралось за столом. Завтракать у русских было принято в большом и приятном обществе. Почему? Потому что утром у человека самый светлый психологический настрой. Утром мы с удовольствием делимся своей энергетикой. И если ты каждое утро завтракаешь в своей семье, тебе никакие конкуренты не страшны.
А недавно Попов изучил, выудив из разных исторических книг, гастрономические рекомендации для тех, кто хочет «приманить» денежки. Он советует: если вы работаете в конторе, где от успеха каждого зависит общий успех, ешьте на завтрак мясо стадных животных. А вообще если хочешь добиться успеха в работе, надо есть еду, выращенную у тебя на родине. У этой пищи ритм совпадает с твоим.
Как выбрать вторую половину, чтобы не было мучительно голодно
Первый ребенок (или единственный в семье) — вечный двигатель, трудоголик. По теории Попова, он циничен, любит карманные деньги и похож на маленький бульдозер (часто даже советует родителям, как лучше деньги потратить). Его счастье — в труде. Личную жизнь он обычно устраивает не в институте или школе, а на работе. Второй ребенок — личность более творческая. Он ленивый, спокойный, изнеженный. Вторые дети более семейные и женятся или выходят замуж раньше. Супруг для них не партнер, а щит.
— Лучший вариант, когда один из супругов — первый ребенок у своих родителей, а другой — второй, — советует Сергей Попов. — Эти люди здорово уравновешивают друг друга. Один зарабатывает — другой создает семейный комфорт. Один эгоист — другой семьянин. Неперспективная пара первый с первым. Они оба лидеры, не умеющие устроить быт. У них дома — сплошные разговоры о рабочих делах. В семье такая пара не набирается живительной энергии для бизнеса. Смешна для денежных потоков пара второго ребенка со вторым. У них, наоборот, ни одного лидера. Там никого на работу не вытолкаешь. Он всю жизнь лежит под машиной — она вышивает крестиком. В раковине — гора немытой посуды, в кошельке — ноль.
— Давайте проанализируем с денежной точки зрения жителя большого города и провинциала. Вот говорят, что в Москве много богатых, потому что здесь большие деньги крутятся. А может, дело в психологии?
— Народ в Москве давно понял, что выжить можно лишь за счет собственных сил. Здесь много эгоистов, а к ним деньги идут охотнее. Народ в провинции живет прежними думами о коллективизме и коллективной ответственности, а пора бы вспомнить элементарную вещь: мужик-кулак, индивидуалист, был всегда богаче мужика-колхозника. Тут и к психологу ходить не надо…
От экономического насилия в семье страдают больше половины россиянок
По данным исследования по экономическому насилию в семье, выполненного московскими социологами Ириной Горшковой и Ириной Шурыгиной, более половины женщин (54 процента) подвергаются различным формам экономического насилия. Более трети женщин (37 процентов) вынуждены постоянно или время от времени просить мужей, чтобы те дали им денег, или отчитываются перед мужьями обо всех или большей части расходов. Доля таких женщин практически одинакова в семьях с разным материальным положением.
10,4 процента женщин вынуждены постоянно просить мужа, чтобы он дал денег, время от времени просят денег у мужа 20 процентов россиянок, очень редко — 16,8 процента, 7,5 процента респонденток ответили, что «раньше такое бывало, но теперь нет», а 45,3 процента никогда не просили у мужа денег.
Требуют обязательного отчета от жены о самых крупных покупках 17,7 процента мужей, о большей части расходов просят отчитаться 15,4 процента, обо всех расходах отчитываются 6,8 процента женщин. У 58,7 процента женщин не требуют обязательный отчет — она говорит о тратах, только если сама считает это нужным.
В каждой пятой семье (21 процент) мужья всегда располагают свободными деньгами, которые могут потратить на себя, в то время как жены не имеют такой возможности. Каждая пятая женщина или упрекается мужем в иждивенчестве, или значение ее работы обидно умаляется. Каждая четвертая женщина столкнулась с открытыми формами экономического давления, в том числе с «экономическими» запретами и угрозами. Риск подвергнуться такого рода угрозам и оскорблениям выше у женщин из бедных семей и женщин, чьи доходы ниже, чем у мужа.