Профессия бильд-редактор
Над созданием журнала или газеты трудится множество специалистов. По некоторых из них – про корреспондентов, фотографов, редакторов и дизайнеров – знают все. Однако в печатных СМИ трудится целая армия профессионалов, о которых читатели даже не догадываются. Между тем, их работа не менее важна и не менее увлекательна. Одна из таких профессий – бильд-редактор. Именно благодаря этим людям мы с удовольствием рассматриваем картинки в журналах.
Что делать?
Бильд-редактор (он же – фото-редактор) – это специалист, который отвечает за все фотографии, размещенные в журналах и газетах. Бильд-редакторы занимаются поиском и отбором фотоматериалов к каждой статье или заметке. Где они их берут?
1. Фотобанки. Так называют обширные интернет-архивы, в которых содержатся сотни тысяч фотографии. Из этого великого множества бильд-редактор выбирает приглянувшиеся снимки и заказывает их у фотобанка.
2. Штатные фотографы. Бильд-редактор заказывает съемку того или иного события у фотографов, с которыми сотрудничает редакция. Когда фотограф приносит готовую съемку, именно бильд решает – какие фото пойдут в дело. Также бильд-редактор координирует работу всех фотографов редакции.
3. Внештатные фотографы. У них иногда бывают интересные съемки по нужной теме. Задача бильда – быть в курсе и вовремя покупать такие фотографии.
4. Свободный поиск. Очень редко, в случае, когда никак не удается найти подходящий снимок, бильд-редактор разыскивает желаемое в интернете. После этого, чтобы не нарушать закон об авторских правах, бильд разыскивает автора снимка и договаривается с ним об использовании его работы.
5. Архив. Все снимки, которые когда-то публиковались в данном издании, хранятся в его фотоархиве. Бильд-редактора должны вести этот архив и отлично в нем ориентироваться.
Работа бильд-редактора заключается не только в отборе лучших фотоснимков. Желательно доходчиво объяснять как фотографу, так и дизайнеру причину своего выбора – чтобы в дальнейшем они лучше понимали, что именно от них требуется.
Также в обязанности бильдов входит ведение документации. Бильд-редактор сопровождает подписание договоров с фотобанками, отслеживает и сверяет приходящие от фотобанков счета, контролирует закрытие работы актами и счетами-фактурами.
Кроме того, бильд ведет гонорарные ведомости фотографов и контролирует соблюдение авторских прав на иллюстрации, опубликованные в издании.
В некоторых изданиях в обязанности бильда входит также графическая обработка фотографий. Однако гораздо чаще фото-редакторы отдают выбранные снимки дизайнеру, который и приводит их в надлежащий вид.
В своей работе бильд-редакторы тесно взаимодействуют с другими сотрудниками редакции: с авторами статей, редакторами, верстальщиками, дизайнерами и так далее.
Где учат?
Освоить профессию бильд-редактора можно на факультетах журналистики. Однако среди бильдов не мало и самоучек, начавших путь в профессию сразу с практики. Как правило, в крупных изданиях существуют целые бильд-отделы, в которые охотно берут новичков. Например, на должность помощников, ассистентов, младших бильд-редакторов.
Иногда в бильд-службу переходят на работу фотографы, корреспонденты или редактора. Все это – смежные области, и освоиться в новой сфере им бывает достаточно просто.
Бильд-редактора должны постоянно совершенствовать свои профессиональнее навыки, посещать фотовыставки, знакомиться с новинками фототехники, читать специализированные издания, поддерживать контакты с фотографами.
Где еще можно работать?
Кроме газет и журналов бильды востребованы в фотоархивах, фотобанках, информационных агентствах, в интернет-изданиях.
Также бильд-редактор может уйти в смежные отрасли – полиграфию или книгоиздательство.
А вот возможностей для карьерного роста в этой профессии не так много. Максимум, чего может добиться фото-редактор – это возглавить бильд-службу в крупном издательстве.
Слово бильд-редактору
«Работа с фотографиями – одна из самых приятных в журналистике. Целый день красивые картинки разглядывать – разве плохо? К тому же после верстки, когда надо проверить все полосы – мне достаточно их глазами пробежать и подписи проверить, а редактору все тексты вычитывать надо, от корки до корки».
— С чего ты начинала?
— Начинала я с должности младшего бильд-редактора одного очень известного журнала, куда пришла после журфака. Там было ужасно. За малейшую ошибку начальство устраивало такую выволочку, что весь коллектив жил в постоянном стрессе.
— Зато, наверное, ты там многому научилась?
— Что ты! Атмосфера в коллективе была такая, что ни о каком профессиональном развитии речи не шло. Просто некогда было по сторонам смотреть и у старших учиться. Все мысли были заняты тем, чтобы максимально точно исполнить поручение и не получить выговор.
— Сколько ты там продержалась?
— Около года. Потом по протекции подруги меня взяли в редакцию небольшого сайта. Там все начальники были айтишниками, и понятия не имели, чем должна заниматься редакция. Поэтому мои новые коллеги были – на все руки мастера. На нас сваливали всю работу, которой больше некому было заняться. Мы и базы данных забивали, и электронные библиотеки составляли, и статьи писали, и фото к ним искали. Мне там нравилось, потому что на меня никто не орал. И кстати, уже в первые месяцы работы там я многому научилась. Свободное плавание этому способствовало. Мне вообще кажется, что такие вот сумбурные дилетантские проекты – это отличная школа жизни. Одно меня только смущало – все фотографии мы воровали из интернета.
— Неужели ты из-за этого ушла?
— Нет, просто работу отличную предложили. Коллектив отличный, работа интересная, соцпакет и зарплата тоже на уровне. Раньше я не понимала, как можно много лет на одном месте работать, а тут уже четыре года тружусь – и уходить не думаю.
— Чем тебя привлекает твоя работа?
— А она интересная и спокойная. Мне корреспонденты не раз говорили: «Везет вам! Фото выбрали – и забыли о нем. А с текстами – столько возни! Проверь, откорректируй, верстку отчитай, готовый вариант у ньюс-мейкера заверь».
— А можешь вспомнить свое первое профессиональное потрясение?
— О, да! Я это никогда не забуду. На второй или на третий рабочий день в моей жизни нам «прилетела» необработанная съемка Шарлиз Терон. Я на тот момент считала ее редкой красавицей – а тут увидела без фотошопа. У нее такие прыщи! И жирные бока из джинсов вываливаются. Я по неопытности думала – забракуют съемку. Но наш дизайнер немного поводил мышкой по экрану, и она превратилось в красотку. Вот такие мы волшебники!