Недовольные работники все чаще мстят своему начальству

Все больше предпринимателей ощущают на себе гнев уволенных работников. Вредительские действия сотрудников могут нанести компании ущерб, достигающий нескольких десятков миллионов долларов. Количество обиженных растет пропорционально числу сокращений. Об этом пишет журнал «Однако».

Наступивший кризис заставил компании, консультирующие бизнесменов по кадровым вопросам, резко пересмотреть принципы работы. Еще год назад главный крен делался на мероприятия с условным названием «как мотивировать сотрудников». Теперь специалисты по оптимизации бизнеса раздают рецепты, как от них, сотрудников, защититься. Суть специальных семинаров, за которые бизнесменам предлагается выложить от тысячи долларов и выше, не меняется.

Проблема мести уволенных бывшим работодателям не нова. Например, по оценкам PricewaterhouseCoopers двухлетней давности, в Германии с подобными неприятностями постоянно сталкивалось около 40%
предприятий. В Великобритании, согласно данным компании Novell, за увольнение были готовы поквитаться более половины работников. Россия тоже не отставала по этим показателям от ведущих стран. А нынешние массовые увольнения и сокращение зарплат лишь добавили мстителям решимости.

Невозможно подсчитать, каков размер ущерба, наносимого обиженными сотрудниками. Большинство руководителей предпочитают, по понятным причинам, такую информацию не раскрывать. Тем не менее кое-какие сведения просачиваются в СМИ. В апреле нынешнего года в Амурской области был вынесен приговор уволенному сотруднику поселкового магазина, который сжег несколько сотен тортов на сумму 70 тыс. рублей. Суд приговорил поджигателя к 160 часам общественных работ и обязал выплатить работодателю сумму причиненного ущерба. В июле бывший бухгалтер московской туристической компании перед увольнением стер все договоры компании и уничтожил клиентскую базу. Против него возбуждено уголовное дело. Большинство работодателей просто не представляют объемов ущерба, который им может нанести обиженный сотрудник.

Как отмечают в компании «IDS Scheer/Логика бизнеса», вендетту директорам, как правило, объявляют люди с небогатым воображением и скверным чувством юмора. Поэтому кара носит либо дурашливый, либо, наоборот, откровенно криминальный характер. Впрочем, не стоит забывать, что многие российские компании успешно уклоняются от налогов, используя практику зарплат «в конвертах» и нелицензионный софт.

«Все они находятся под дамокловым мечом мести со стороны уволенных сотрудников», — говорит председатель объединения «Первое свободное поколение» Владимир Шмелев. И в последнее время этот меч довольно часто опускается на головы работодателей: жалобы в налоговые органы, трудовую инспекцию и различные организации по борьбе с распространением контрафакта льются рекой. А ведь по различным оценкам 70—90% всех российских компаний заслуживают самого пристального внимания как минимум одного из перечисленных выше органов.

Много уволенных работников считают своим долгом рассказать всему миру (в основном через Интернет) о том, в каком плохом месте они работали и какие плохие люди остались там. Часто негативная информация целенаправленно предоставляется партнерам фирмы — поставщикам, клиентам.

Некоторые разрабатывают куда более серьезные планы. Например, менеджер, уволенный из московского ресторана итальянской кухни, в течение трех недель по пятницам сообщал милиции о заложенной в заведении бомбе. По оценкам дирекции ресторана, телефонный террорист нанес ущерб, включая имиджевые издержки, исчисляемый сотнями тысяч рублей. Не менее серьезный вид расплаты выбрал экс-работник телекоммуникационной компании. Он подделал определение суда об аресте счетов компании и отослал его в банк. Получив определение, банк немедленно арестовал счета и отправил уведомление в суд по почте.
Компания в тот же день заподозрила неладное, но на разбирательства с банком и судом ушло четыре дня, что едва не привело к разрыву отношений с поставщиками.

Компьютеризация бизнес-процесса делает компанию серьезно уязвимой и от более-менее подкованных в техническом плане сотрудников. Так, один обиженный работник, ранее трудившийся в отделе технической поддержки, стер все данные на сервере, в результате чего компания понесла убытки в размере 10 млн долларов.

В российском бизнесе создана наиболее благодатная почва как для возникновения трудовых конфликтов, так и соответственно поводов для сведения счетов. По свидетельству консультанта центра по оценке персонала компании «Анкор» Татьяны Андреевой, печальные недоразумения чаще всего случаются в тех компаниях, где нет четко прописанных правил взаимоотношений между начальством и подчиненными и плохо отлажена процедура увольнения.

Во множестве отечественных бизнес-структур не установлены даже правила внутреннего распорядка, где было бы сказано, что можно и нужно делать сотруднику, а что нельзя.

Многие отечественные бизнесмены разработали свой алгоритм противостояния бывшим сотрудникам. Никак не противореча концепции расставания по-хорошему, новый подход предусматривает применение довольно жестких, главным образом превентивных мер. В частности, если сотрудник «приговорен» к увольнению, ему блокируют доступ к информации, чтобы предупредить уничтожение или воровство важных сведений. Часто такому сотруднику отключают даже электронную почту. Маскируется все это под технические неисправности или вообще никак не объясняется. Но главное средство защиты — та же сердечная беседа.

Увольняемому сотруднику намекают, что если он предпримет в отношении компании какие-то недружественные действия, то компания вынуждена будет пойти на ответные шаги. Например, разошлет компрометирующую информацию о нем всем своим клиентам и его потенциальным нанимателям. Бывший работодатель может участвовать в составлении так называемых черных списков, которые представляют собой закрытую базу данных, в которую компании заносят информацию о нелояльных сотрудниках или просто обо всех уволенных.

Работа, работник, работодатель