Личность в сфере наличности

Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: льющаяся вода, горящий огонь и пересчет денег , — эта мудрость , пущенная в народ несколько лет назад кем-то из отечественных юмористов, как оказалось, верна не всегда. Есть люди, для которых постоянный контакт с наличными деньгами не удовольствие, а повседневная рутинная обязанность.

работа кассир

Где работать? С кем работать?

Еще несколько лет назад работа в управлении налично-денежного обращения, а проще говоря, в обменных пунктах, кассах пересчета наличных денег или службе инкассации, считалась весьма престижной. Сегодня положение несколько изменилось, наличные деньги вытесняются пластиковыми картами и безналичными платежами, обменный курс стал гораздо стабильнее. И управление налично-денежного обращения стало рассматриваться как вспомогательное, обслуживающее подразделение банка. Однако спрос на кассиров нисколько не уменьшился, скорее даже вырос. Связано это, в первую очередь, с развитием банками розничной сети, открытием дополнительных офисов, операционных касс вне кассового узла банка.

Кстати сказать, управление налично-денежного обращения есть не в каждом банке: существуют, так называемые, бумажные банки, живущие за счет игр на бирже, работы на фондовых рынках, торговли ценными бумагами. В тех же банках, которые работают с наличностью, размер управления может варьироваться, в зависимости от количества обслуживаемых площадок и обменных пунктов. В маленьких и средних банках для обеспечения нормальной работы достаточно 12-15 человек, а в крупных штат управления может достигать нескольких сотен. Это кассиры в отделе кассовых операций, кассиры обменных пунктов, инкассаторы, а также начальники подразделений (отдела неторговых операций обменных пунктов, кассовых операций, инкассации и операционно-кассового зала) и начальник всего управления. При этом если подразделения малы, то руководителей среднего звена может и не быть. Тогда единственная значимая фигура это начальник управления налично-денежного обращения.

Из школы в банк

С одной стороны, стать начальником этого управления проще, чем в других подразделениях банка, считает Евгения Горюнова, начальник управления налично-денежного обращения Нацпромбанка , — поскольку это единственный отдел, куда можно прийти из другой сферы деятельности, не имея опыта работы, а все обучение пройти уже в банке .

С другой стороны, сделать карьеру в этом управлении довольно сложно, поскольку работа подразумевает, в первую очередь, точное следование инструкциям и предписаниям, а значит чем-то отличиться здесь очень трудно.

История самой Евгении Горюновой может служить наглядным подтверждением пословицы не место красит человека, а человек место , и мнению о том, что тупиковых должностей, так же как и безвыходных ситуаций не бывает.

Евгения пришла в кассовую службу банка из педагогики. Особой тяги к бухгалтерским операциям, она, школьный учитель химии с четырехлетним стажем, не испытывала. Просто на тот момент это была практически единственная возможность получать более-менее приличную зарплату. Как человека без специального образования, ее взяли на самую начальную должность кассир пересчета наличных. Работа эта заключается в сортировке и пересчете купюр. Причем тогда она производилась по большей части вручную, так как наличности было много, а машинок для пересчета денег мало. По словам самой Евгении, она сразу поняла, что долго здесь не выдержит, но и возвращаться в школу ей не хотелось. Выход один — добиваться повышения. Для этого она прошла дополнительное обучение внутри банка и вскоре получила место в этом же подразделении, но уже в операционной кассе. Здесь работа была уже не такой монотонной, не требовалось высокого темпа, а самое главное, появилась возможность общаться с людьми.

Особенно престижной на тот момент считалась должность кассира обменного пункта. Именно она и стала следующей в карьере Евгении, которую как старательного сотрудника и приветливого человека в операционной кассе начальство заметило быстро. Правда, многие попадавшие в обменники не могли удержаться там долго, начинали заниматься левым обменом денег, связывались с криминальными структурами. Это должность считалась пределом мечтаний, вспоминает Евгения Горюнова, — но и карьерным тупиком одновременно. Для многих это действительно подходило, но не для меня. Теперь мне хотелось не только иметь нормальную зарплату, но и добиться социальной значимости, определенного статуса .

И Евгения решила получить дополнительное экономическое образование, поскольку без него ни о какой дальнейшей карьере в банке и речи быть не могло. Правильность такого решения подтвердило время. Только начав обучение, она сразу же получила место заведующей кассой, а, окончив институт за один год экстерном, стала начальником налично-денежного управления в своем банке.

Организовать работу в этом управлении достаточно легко, — рассказывает Евгения Горюнова, — поскольку вся деятельность жестко регламентирована, инструкции меняются не чаще, чем раз в 3-5 лет. Единственная трудность это постоянное соблюдение баланса между интересами банка, клиента и законодательством. Ведь зачастую именно операционно-кассовая служба не дает банку идти навстречу клиенту, поскольку в этой сфере отступления от правил ЦБ крайне нежелательны, а порой, и невозможны .

Итак, реально ли сделать карьеру в управлении налично-денежного обращения или возможности продвижения специалистов этого подразделения крайне ограничены? Пожалуй, в первую очередь это зависит от внутренней политики банка, стратегии его развития. Очевидно, что некоторые банки рассматривают это управление, как поставщика молодых, но уже имеющих опыт кадров для других отделений. Другие банки предпочитают не продвигать специалистов из этого управления. Именно на политику конкретного банка в решении этого вопроса и стоит ориентироваться соискателю.

Комментарии специалистов:
Ирина Морозова, заместитель генерального директора кадрового агентства  :

Сделать карьеру в управлении налично-денежного обращения практически невозможно, особенно в пределах одного банка. Начав работать кассиром, рассчитывать на повышение не стоит, трудно даже перейти в другое управление банка. В редких случаях можно вырасти до заведующего кассой. Молодых потенциальных специалистов, до 25 лет, отработавших в кассе не более двух лет, иногда, все же берут в другие подразделения банка. Но это скорее исключение, чем правило. Связано это с тем, что специалистов по кассовой работе постоянно не хватает, поэтому повышать их или переводить на другую позицию банку не выгодно. Дефицит кадров в этой сфере вызван отсутствием профессиональных центров по подготовке и переподготовке специалистов. Сегодня только Сбербанк, Росбанк и Русский стандарт готовят собственных специалистов нижнего звена.
Приходится признать, что кассир одна из классических тупиковых должностей .

Владимир Ефремов, начальник отдела по работе с персоналом Мещанского отделения Сбербанка России:
Продвижение молодого специалиста в нашем отделении зависит, прежде всего, от профессионального и личностного потенциала самого работника. Молодые специалисты начинают свою карьеру в дополнительном офисе в качестве операционистов, где осваивают основные банковские операции: кассовую работу, валютно-обменные операции, операции с банковскими картами, вкладные операции, кредитование населения, операции с ценными бумагами Через 2-3 года молодой работник дополнительного офиса становится универсальным специалистом, хорошо ориентированным в основных направлениях банковской деятельности.
К этому моменту сотрудник выбирает свой путь профессиональной карьеры. Это либо выдвижение в резерв на руководящую должность дополнительного офиса (начальник сектора, заместитель заведующего дополнительным офисом, заведующий дополнительным офисом), либо в резерв на должность специалиста в аппарате отделения. Отделы кредитования, банковских карт, обслуживания юридических лиц пополняются резервистами из дополнительных офисов. На мой взгляд, динамика продвижения молодых специалистов весьма интенсивна и зависит только от желания и уровня профессиональной подготовки работника .

профессия, профориентация, Работа